Для меня
эта книга — своего рода вызов.
Вызов заключается в попытке выявить постоянные
величины, указать ориентиры в мире эмоций и чувств, то есть в тех сферах,
которые человек многие тысячелетия - возможно, даже со времени своего появления
на земле - воспринимает как таинственные, непостижимые, туманные, опасные и
двусмысленные.
Работая долгие годы психоаналитиком, я понял, что у нас больше не
считается нормальным, чтобы любовь — я имею в виду чувство, всецело связывающее
двоих людей психически, сексуально и духовно — продолжалась всю жизнь.
В последнее время я постоянно имею дело с публикациями моих
коллег-психоаналитиков и другими интеллектуальными трудами, авторы которых
утверждают и доказывают, что отношения любви непостижимы, неконтролируемы и
необъяснимы, причём считают, что так это и должно быть. Некоторые из них
заходят ещё дальше, говоря, что любовь по самой своей природе должна содержать
в себе болезнь, патологию. Отсюда, по их мнению, проистекает неподвластная
никаким законам, выходящая за все рамки сила, которая делает всё дозволенным в
отношениях между партнёрами.
Если это верно, если следует ожидать, что, когда мы полюбим, станут
выходить на поверхность наши отрицательные, неведомые, гибельные фантазмы, то
мои исследования как психоаналитика и писателя совершенно бесполезны.
Однако это
не так.
Я не хочу верить в то, что в любви невозможно делиться
всем, что чувства должны оставаться неясными, двусмысленными, невыразимыми,
неадекватными.
Почему мне со всех сторон говорят, будто на самом деле в отношениях
между мужчиной и женщиной необходим обман, компромисс? Почему все утверждают,
что любовь напоминает скорее состязание, ненависть, чем дружбу и
сопричастность? С другой стороны, повседневная жизнь, реальность, в которой мы
живём, показывает, что в семье коренится высочайшая степень невроза, насилия.
История отношений между партнёрами часто представляет собой мрачный путь,
ведущий ко взаимному разрушению, к сущностной разобщённости.
Почему так
происходит?
Любовь невыразима - вот почему, когда о ней говорят,
оказывается, что один человек имеет в виду одно, другой - совершенно другое,
прямо противоположное. Любовь содержит в себе жизнь и смерть, здоровье и
болезнь, добро и зло. Такова её сущность, и потому она ускользает от всех
попыток заключить её в рамки, подчинить каким-либо правилам.
Хотя такой опыт и переживают, по крайней мере однажды
в жизни, все люди, никому не удаётся рассказать о своей любви полностью: обо
всех её оттенках, превратностях, страхах, планах, фантазиях, невысказанных
моментах. Слова бесполезны, потому что любовь, как и счастье, принадлежит к
сфере мифов. Она связана с душой. Она неопределима. Только поэзия, искусство
может приблизиться к ней. Она сложна, многообразна, устремлена ввысь,
неукротима, соединяет самые глубокие тайники души, где переплетаются между
собой добро и зло, жизнь и смерть, где логика и здравый смысл сменяются
желаниями, эмоциями и чувствами. Она стремится к абсолюту, но не желает, чтобы
её абсолютизировали, гипостазировали, как хотел бы того человек.
Но человечество больно — ему не удаётся пребывать в
рамках извечной дихотомической игры знания о неизбежности смерти и нежелания о
ней знать, — и оно изобрело время, поскольку сочло необходимым дать определение
жизни. Поэтому оно мечтает о любви, говорит о ней всегда и всюду, и всё же не
умеет любить. В силу своего невроза оно заставило любовь выйти из свойственной
ей невыразимости, чтобы дать ей имя. Человечество боится, не может больше
встретиться лицом к лицу с непознаваемым, неведомым. Вот почему ему приходится
всему давать имя, определение. С веками оно привыкло проводить всё, что его
окружает, через так называемый "разум", не ведая о том, что любовь -
это также интуиция, несоизмеримость, тайна.
Сегодня нам понятно, почему человек, достигнув невиданного
уровня научно-технического прогресса, ненамного улучшил (если вообще улучшил)
своё познание тайны любви, жизни, самого себя. С одной стороны, он смешивает
любовь с обладанием, с другой -отделяет любовь от развития мира, индивида,
отношений между людьми, чтобы сделать её неосуществимой иллюзией совершенного
всемогущества. В этом "бреду всемогущества" человек извлекает любовь
из своей личной и общественной истории и превращает её в миф о счастье: "И
жили они в счастии и радости". Однако всем этим он стерилизует, убивает
любовь, представляя её неспособной меняться, жёсткой, приписывая ей собственные
неврозы и в связи с ней показывая всю смертность, которой пронизано всё
существование человека конца второго тысячелетия и которая приводит к тому, что
мы говорим друг другу: "Ты не умеешь любить", замыкая таким образом
демонический, заклятый круг, исключающий изменение, разнообразие.
Но делается ли всё это намеренно, умышленно, или же по
неведению, в силу неспособности, ограниченности?
Этого я не
знаю и в настоящей книге не стремлюсь выяснять.
Знаю только, что, с какой бы стороны и на каком бы
уровне осознанности ни атаковали любовь, она победит, потому что она динамична,
неповторима, волшебна, несокрушима — одним словом, божественна.
Любовь победит по той простой причине, что без любви
человек не может существовать. По определению. Разумеется, я говорю не только о
сексе, не только об отношениях между мужчиной и женщиной, но также, и прежде
всего, о тех координатах, в которые включена любовь: о жизни и смерти, о добре
и зле, о Боге.
Валерио
Алъбисетти
___________________________
__________________________________________
__________________________________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий