Страницы

суббота, 29 марта 2014 г.

Женское начало философии


У Ницше есть афоризм: "В женщине всё загадочно, но разгадка этих тайн одна - беременность." Обычно на основании этой и подобных фраз Ницше считают женоненавистником. В действительности мысль философа не цинична, а глубока, она затрагивает философскую суть женщины и женскую суть философии.

Сущность женщины - в загадочности. Тайна влечёт, привлекает, захватывает и пред-располагает к её открытию. Но раскрытая тайна - уже не тайна. В разгадке уже нет женского - как начала противоположного мужскому началу. Беременная женщина - это уже мать. Материнство - тоже тайна, но такая, в которую мужчине нет доступа.
Рождение - это процесс как бы среднего рода: родиться может и девочка, и мальчик. Младенец это не женщина, не мужчина. Жизнь от зачатия до рождения проходит в тёмном, влажном, скрытом и не похожим на внешний мир месте. Это состояние Хаоса, предшествующее и порождающее будущий мир Космоса - личность. Человек до рождения был всем; родившись, он становится только самим собой. Будущая мать носит в чреве своём изначальный Хаос. Ныне существующий Космос возник из Хаоса, из смерти Хаоса. Хаос был самодостаточен и не нуждался в смерти и возрождении. Поэтому, когда смерть всё-таки наступила - а это был величайший и самый загадочный момент истории Мира, - смерть Хаоса оказалась окончательной. Космос, напротив, как бы не вполне уверен в себе, в постоянном движении, неспокоен и не способен придти к успокоению - может быть, потому, что несёт в себе смерть Хаоса?

Космос нуждается в постоянном обновлении, воспроизводстве себя. Для этого он ищет и находит в себе существо, способное рождать - женщину. То, что в Хаосе было слито воедино, в Космосе разделилось на мужчину и женщину. Их соединение вновь порождает Хаос, который живёт во чреве женщины и умирает в момент рождения человека, в момент рождения Космоса. Таким образом, нынешний Мир - Космос - имеет исток в женском начале и в круговороте смерти и жизни вновь и вновь проходит через этот исток.

Философия - это поиск истока. Это падение в открытость бытия, проникновение в сущность вещей, познание истины мира. Все три глагола: падение, проникновение, познание, - имеют целью существительное женского рода: открытость, сущность, истину. Мир внешний, мир явлений, мир светлый - это мужской мир. Мир внутренний, мир сущностей, мир тёмный - это женский мир. Философия - это любовь к женщине. Имя этой женщины - София.

Философию не интересует, как устроен Мир, - это дело наук. Философия - это знание о том, как Мир рождается, как возникает он из небытия. Впрочем, "знание" - это совсем не то слово: философия - это не знание, а влечение. Как говорил Новалис, "тяга повсюду быть дома". Но что значит "быть дома"? Изначальный дом Космоса умер вместе со смертью Хаоса. Мир - бездомен и потому неспокоен, в постоянном движении, в поиске дома и возвращении в него. И Космос находит временный приют в своём женском начале, он возвращается в него, чтобы умереть и родиться вновь. Философия проходит в мышлении путь Космоса, философия - это тяга к женщине, к её загадке. Раскрытие тайны, разгадка - то, что называют истиной, - всегда оказывается банальной как беременность. Подлинная истина тождественна тайне, разгадка всегда "проскакивает" её и то, что она принимает за истину, есть всего лишь новое рождение мира, новый мир, устроенный так-то и так-то. Но тайна мира, истина мира прячется в том его состоянии, которое предшествует рождению. Это состояние называют небытием, или пустотой. Это то, что скрывается, хранится в женщине, это её тайна, её загадка. Философию влечёт сама эта тайна, но не её разгадка, потому что всегда получается так, что разгадка бьёт мимо цели, она отвечает совсем не на тот вопрос, который задаётся, она раскрывает тайну, но внутри - уже ничего нет. Ницше говорит: "В женщине всё загадочно, но не пытайтесь разгадать эту тайну, потому что разгадка - известна наперёд, а тайна ускользает, так и оставаясь тайной." Философа (а почти все философы - мужчины) влечёт именно тайна. Философия - это искусство не достигать разгадки.

Скрытая сексуальность философского текста могла бы стать темой специального психоанализа. Я даже удивляюсь, почему до сих пор философские системы не привлекли внимания психоаналитиков на предмет выявления сексуальных комплексов их авторов. Впрочем, выражение "философская система" внутренне противоречиво. Система - это уже рационализирование, это та "разгадка", до которой не следует доходить, оставаясь в рамках философии. Поэтому особенно чувствительные до сути философы поднимали бунт против "систем". И не случайно Ницше творил свою философию в ином пространстве - пространстве поэтическом.

Но, в отличии от философии, поэзии предаются в равной степени и мужчины, и женщины. Философия слишком по-мужски двигается к своей цели. Поэзию влечёт сам процесс сближения. Философия добивается тайны. Поэзия тайной любуется. Философия познаёт. Поэзия наслаждается. И философия, и поэзия - это тяга к тайне. Но метод философии - раскрытие тайны, метод поэзии - сокрытие тайны. Философия, раскрывая тайну, надеется, что обнаружит не разгадку, а ещё более глубокую и манящую тайну. Поэзия, скрывая тайну, хочет не забыть о ней, а постоянно любоваться ею и демонстрировать её. Поэзия - это женское начало философии. Философия - это мужское начало поэзии. В их соитии - непередаваемые глубина и очарование чувства и мысли. Так зачинается истина и красота, слитые воедино до тождественности, как это было до рождения Мира - в изначальном Хаосе.


_____________________
________________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий